Артикуляционная гимнастика. Нужна ли зарядка для языка?
Все больше родителей сталкиваются со сложностями произношения тех или иных звуков речи у детей. Как правило, все они обращаются к логопеду, но результат не всегда радует. Одной из причин может быть слабость мышц артикуляционного аппарата. Звуки речи мы произносим используя губы, зубы, язык, твердое и мягкое небо и др. Это и есть органы артикуляции или артикуляционный аппарат.
К сожалению, многие родители недооценивают важность выполнения артикуляционной гимнастики.
Так что же это такое и для чего нужно?
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, который помогает укрепить мышцы языка, губ и щек, улучшить их подвижность и научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.
Артикуляционные упражнения тренируют нужные мышцы речевого аппарата. Таким образом готовят их к произнесению сложных звуков.
А это значит, что выполняя дома артикуляционную гимнастику, малыш быстрее и легче добьется желаемого результата.
Упражнения бывают динамические и статические.
Динамические упражнения тренируют подвижность, смену позы, координацию движений.
«Качели» Широко открыть рот. Поднимаем узкий кончик языка к верхним зубкам, потом опускаем к нижним. Повторяем 8-10 раз.
«Часики» Широко открыть рот. Узким язычком дотрагиваемся до одного уголка рта, потом до другого. Повторяем 8-10 раз.
«Лошадка» Широко открыть рот и прижать(присосать) широкий язык к верхнему небу. Резко опустить его вниз. Получится щелкающий звук. Повторить 8-10 раз.
«Гармошка» Широко открыть рот и прижать(присосать) широкий язык к верхнему небу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Выполнять в медленном темпе, повторить 8-10 раз.
«Маляр» Широко открыть рот. Широким кончиком языка погладить твердое небо, делая движения вперед-назад. Повторить 8-10 раз.
«Вкусное варенье» Открыть рот. Широким кончиком языка обхватить верхнюю губу и убрать обратно в рот, облизав верхнюю губу. Повторить 8-10 раз.
Статические упражнения направлены на удержание той или иной артикуляционной позы.
«Заборчик» Улыбнуться, показать зубы (забор). Удерживаем это положение 5 секунд
«Слоник» Вытянуть губы вперед (хобот). Удерживаем положение 5 секунд
«Лопаточка» Широко открыть рот. Высунуть широкий язык и положить на нижнюю губу. Удерживать под счет до 10.
«Иголочка» Широко открыть рот. Высунуть вперед напряженный узкий язык. Следите, что бы язык не двигался из стороны в сторону. Удерживать положение под счет до 10.
«Чашечка» Рот широко открыт. Поднять широкие края и кончик языка вверх. Должна получиться форма чашечки.
Очень важно выполнять гимнастику не только регулярно, но и правильно. Для занятий вам потребуется зеркало, платочек и хорошее настроение. Зеркало помогает ребенку самому оценить точность и правильность выполняемого упражнения, а платочек нужен что бы вытереть губки. Выполнять артикуляционную гимнастику нужно дважды в день, каждое упражнение повторяем по 5-10 раз, а статические по 5-10 секунд.
Наконец, напомню, что занятия должны приносить не только пользу, но и удовольствие. Дети с удовольствием играют. Добавьте в ваши домашние занятия капельку веселой игры или любимую музыку.
Занимайтесь вместе с ребенком, не забывайте хвалить малыша за старания и успехи, и результат не заставит себя ждать!