Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования, реабилитации и оздоровления»

Игры и упражнения для развития устной речи первоклассников, формирующие умения слушать и говорить

Игры и упражнения для развития устной речи первоклассников, формирующие умения слушать и говорить
Дата создания: 20.11.2020 | Просмотров: 17

Трудности, которые могут встречаться у первоклассников: бедные словарный запас, умение слушать и слышать, задавать вопросы, не достаточно развитая монологическая речь, умение пересказывать текст, выделить главную мысль текста и т.п.

Предложенные игры и упражнения помогут ребенку расширить словарный запас, понимать речь и формировать собственные высказывания, используя в речи разнообразные типы предложений.

Такие задания можно использовать не только с первоклассниками, но и с детьми старшего возраста, если у них встречаются похожие трудности.

Начиная выполнять с ребенком задания обязательно помогите ему, разобрав последовательность выполнения.

Сократи предложение

Послушай предложение, запомни его. Так же можно предложить ребенку повторить это предложение.

Предложение Задание Помощь в виде вопросов
Юля читает бабушке интересную книгу. Сколько слов в предложении?

Сократи предложение до 4 слов.

А если мы не будем говорить о том какую книгу читает Юля, что получится?
Юля читает бабушке книгу. Сократи предложение до 3 слов. Если мы не будем говорить о том, что именно читает Юля, что получится?
Юля читает бабушке. Сократи предложение до 2 слов. Если мы не будем говорить о том, кому читает Юля что получится?

Вспомни какое предложение было до сокращения? Какое получилось?

  1. Вчера весь день шел дождь.
  2. Дедушка нес тяжелую сумку.
  3. Пушистый снег покрыл лес и поле.
  4. Оля подарила сестре красивую кофту.
  5. Мама положила на стол синий пенал.
  6. Завтра мы поедем в Москву на поезде.
  7. Разноцветные бабочки весело порхали над клумбой.
  8. В лесу я с папой видел красивого оленя с большими рогами.
  9. Сегодня мы купили в ближайшем магазине большой чемодан.
  10. Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги.

Измени порядок слов в предложении

Вчера мы ходили в лес за грибами.

Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Используя те же самые слова составь предложение. Первое слово в предложение – Мы … и т.п

Мы вчера ходили в лес за грибами.
Ходили мы вчера в лес за грибами.
В лес ходили вчера мы за грибами.
За грибами в лес мы ходили вчера.

  1. Кот спит под крыльцом.
  2. Мальчик принёс собаке хлеба и молока.
  3. Летом в лесу дети нашли ежа.
  4. В прошлом году ребята отдыхали в лагере.
  5. Дедушка пошел на речку за рыбой.
  6. Мы жили в домике на берегу реки.
  7. Кот Васька лег спать в уголке.
  8. Пестрый дятел стучит по дубу.
  9. На каникулах дети будут жить у бабушки в деревне.
  10. У Сони есть пес Шарик и котенок Пушок.

Измени слово

Кот спит на диване.

На какое слово можно заменить слово кот? Спит? Диван?

Собака спит на диване. Кот лежит на диване. Кот спит на коврике.
Папа спит на диване. Кот сидит на диване. Кот спит на кресле.
  1. Кот спит на диване.
  2. Мы гуляли в парке.
  3. Попугай вылетел из клетки.
  4. Наступило долгожданное лето.
  5. Под кустом сидит заяц.
  6. Дети летом жили у бабушки.
  7. На цветок села бабочка.
  8. Мама собирала малину в лукошко.
  9. На цветке я увидел большую гусеницу.
  10. Рыжая лисица бежала по тропинке.

Послушай, запомни, ответь: всё ли верно.

Послушай предложение и определи: может ли это быть или нет. Если это может быть, то объясни, когда, где и почему. Если нет, то докажи, что это нелепица.

  1. Мышка поймала кошку и съела ее.
  2. Брат рубил дерево пилой.
  3. Фонарь освещал улицу.
  4. Рыжий заяц спрятался под кустом.
  5. Осенью с ели опали все листья.
  6. К машине подъехал магазин.
  7. К магазину подъехала машина.
  8. Ежик живет на дереве в дупле.
  9. После осени наступило долгожданное лето.
  10. Волчица со своими маленькими лисятами жила в берлоге.

Добавь слово

Послушай предложение, добавь к нему одно, два слова.

Мама идет. Куда идет мама?
Мама идет в магазин. В какой магазин идет мама?
Мама идет в продуктовый магазин. За чем идет мама в магазин?
Мама идет в продуктовый магазин за хлебом. С кем идет мама в магазин?
  1. Мама готовит …
  2. Кошка ловит …
  3. Вова строит …
  4. Я пришел …
  5. Стул стоит …
  6. Мы едим …
  7. Бабушка идет …
  8. Марина пишет …
  9. Мышка бежит …
  10. Чашка упала …

Закончи предложение

Девочка шла по…

Девочка шла по тропинке домой.
Девочка шла по улице.
Девочка шла по берегу реки

  1. Мы вернулись …
  2. Дети любят смотреть …
  3. На огороде мы посадили …
  4. К нам в гости …
  5. Летом мы поедем …
  6. Младший брат рассказал …
  7. В школе мы узнали …
  8. На улице было …
  9. Я увидел в окно как …
  10. Дорога домой была …

Кошка взобралась на дерево, которое …
Кошка взобралась на дерево, чтобы…
Кошка взобралась на дерево, когда…
Кошка взобралась на дерево, потому что…

Задай вопрос, ответь

Послушай предложение, поставь вопрос по содержанию высказывания и ответить на него.

Воробей поселился в скворешне.

Кто поселился в скворешне? Воробей.
Что сделал воробей? Он поселился в скворешне.
Где поселился воробей? Воробей поселился в скворешне.
Правда ли, что воробей поселился в скворешне? Да.
В скворешне ли поселился воробей? В скворешне.
Воробей ли поселился в скворешне? Да, воробей.
Поселился ли воробей в скворешне? Да, поселился.
Какая птица поселилась в скворешне? Воробей.
Кто справил новоселье в скворешне? Воробей.
Где нашёл приют воробей? В скворешне.
  1. Гадкий утёнок стал красивым белым лебедем.
  2. Снежная королева заколдовала Кая.
  3. Дюймовочка спасла ласточку от смерти.
  4. Фея подарила Золушке туфельки из чистейшего хрусталя.
  5. Красная Шапочка пошла навестить бабушку.
  6. Доктор Айболит поехал в Африку лечить обезьян.
  7. Иванушка превратился в козлёночка.
  8. Бременские музыканты странствовали по свету.
  9. В избушке жили три медведя.
  10. Колобок перехитрил зайца.