Как выбирают профессию подростки с инвалидностью
Чтобы дать особым детям и их родителям ощущение перспективы, убедить их, что жизнь особых детей не заканчивается в момент окончания школы, нужно для начала дать им возможность получать те профессии, которые им нравятся и доступны. Какими старшеклассники с ОВЗ видят свои профессиональные возможности, на какие трудности обращают внимание?
Большинство подростков с ОВЗ имеют слабое представление о том, какую профессию выбрать и куда пойти учиться. Лишь около 30 % старшеклассников точно могут сказать, какую профессию собираются осваивать и куда пойдут учиться после школы.
Остальные видят свое будущее в самых общих чертах, или еще не определились с выбором, а каждый пятый вообще не представляет, чем будет заниматься в будущем.
Мотивация: суть работы важнее денег и престижа
Больше половины особенных старшеклассников, говоря о выборе профессии, исходят из желания самореализации — они хотели бы, чтобы будущая работа отвечала их внутренним потребностям, увлечениям, хобби. На второе место они поставили доход, а на третье — престиж профессии.
У нормотипичных (обычных) детей иерархия иная. Они при выборе профессии руководствуются в первую очередь прагматическими соображениями, их интересуют уровень зарплаты, статус, престиж.
У детей с ОВЗ и обычных разные приоритеты: особенные дети обращают больше внимания на нематериальные стимулы в работе, они, можно сказать,
более духовны.
Источники информации: родители авторитетнее интернета
Главным источником информации о профессиональных возможностях,многие из ребят назвали своих родителей. Мнение друзей и рекомендации учителей также имеют существенный вес для школьников с ограниченными возможностями здоровья.И уже затем идет интернет, друзья и учителя.
Что нужно сделать, чтобы облегчить обучение особым студентам? Большинство называют вовсе не пандусы, а социально-психологическое сопровождение.
Нужна ли в вузах адаптированная учебная программа? Цифры показывают, что необходима. Подавляющее число старшеклассников с ОВЗ (около 70 %) хотят учиться по адаптированной программе. К тому же для большинства участников опроса такая программа, приспособленная к их потребностям, — норма, они уже привыкли по ней учиться, отмечают исследователи.
Специалистыпредлагаютвыстраивать профориентационную работу(тренинги, игры, экскурсии, презентации, профконсультации) в групповом инклюзивном формате — с участием школьников с инвалидностью и их нормотипичных друзей и сверстников.
Вне зависимости от наличия ограничений выбор будущей профессии — всегда непростой этап в жизни подростка. Начать поиски можно с разговора в семейном кругу об ожиданиях и планах ребенка; чтобы найти возможности их реализовать, ребенку тоже потребуется помощь родителей.