Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования, реабилитации и оздоровления»

Как развить связную речь ребенка

Как развить связную речь ребенка
Дата создания: 25.08.2023 | Просмотров: 192

Связная речь это развернутое логически последовательное высказывание, раскрывающее смысл определенного содержания. Высокий уровень развития связной речи ребенка является одним из показателей его успешного обучения в школе.
Целенаправленная работа по развитию связной речи поможет ребенку научиться говорить связно и правильно, давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, воспринимать и воспроизводить текстовые учебные материалы, а также избежать трудностей в общении со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

Игры и упражнения для развития связной речи детей.
СКАЗКА
Игра в сказку поможет ребенку погрузиться в удивительный мир волшебных превращений и приключений, развить творческое воображение, любознательность.
Ведь сказку можно не просто прочитать ребенку, но и поиграть вмести с ним в сказку, научить его тем или иным навыкам, развить его способности. Для этого можно использовать пальчиковый театр, настольный, теневой, театр би-ба-бо, театр игрушек, театр на фланелеграфе.
1. Кто из персонажей тебе больше всего понравился, назови его, изобрази его.
2. Покажи, как герой сказки делал что-то (как дед сажал репку, как золушка собиралась на бал, как бабка пекла колобок и т.д.)
3. Расскажи сам сказку, показывая или выставляя изображения героев сказки.
4. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики:
• Курочка Ряба: Покорми курочку, как будем сыпать ей зерно?
• Золушка: Как золушка перебирала крупу? Можно предложить ребенку перебрать горох и фасоль по разным тарелочкам.
• Три поросенка: Какие домики построили поросята? Предложить построить домик из кубиков, выложить на столе из палочек и т.д.
• Также можно нарисовать или раскрасить персонажей.
5. Игры и упражнения на развитие дыхания:
• Как волк дул на домики поросят? Можно выложить домик из спичек и попросить ребенка подуть на него.
• Как колобок покатился по дорожке? Можно использовать мячик для настольного тенниса, сделать мячик из бумаги или ваты и попросить ребенка подуть на него, чтобы «колобок» покатился.
• Сказка о царе Салтане: Ветер по морю гуляет. И кораблик подгоняет. Можно использовать бумажный кораблик и таз с водой. Подуй на кораблик, чтобы он поплыл.
6. Игры и упражнения на развитие мимики. Покажи, как сердился дед, когда бил яйцо и не мог разбить, (изобрази злого волка, добрую фею, хитрую лису и т.д.).

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ВЫПОЛНЯЕМЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Когда ребенок что-то делает (рисует, строит башню, одевается), задавайте ему вопросы и следите, чтобы он давал полный ответ.
 Что ты возьмешь, чтобы нарисовать дом?
 Какой он будет по размеру, цвету?
 Что ты нарисуешь справа от домика, над домиком, и т.д.
 Давай придумаем, кто будет жить в домике?
Когда ребенок научиться отвечать полным ответом, объяснять свой выбор можно предложить ему самостоятельно рассказать, что он делал сначала, что потом, составляя рассказ по выполненному действию.

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ
Игра «Магазин»: задавайте ребенку вопросы о выбранном предмете (игрушке, фрукте, одежде), который вы хотите купить.
Какой фрукт по форме, цвету, размеру, какой на ощупь, на вкус?
Какая игрушка по размеру, цвету, из чего сделана (пластмассовая, деревянная, …)?

РАССКАЗ РЕБЕНКА
Попросите ребенка рассказывать, что он видел, где был, что делал. Помогите при затруднениях. Попросите ребенка повторит свой рассказ папе, бабушке, знакомым.
Такие игры и упражнения является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной речи ребенка.