Основные причины школьной неуспеваемости
Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:
- Те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
- Те, кто и не могут, и не хотят;
- Те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.
Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.
Почему учиться трудно?
- У ребенка может быть задержка психического развития в целом,_недоста-точное интеллектуальное развитие.
- Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, вни-мание._Нет способности к сосредоточению, часто отвлекается от задания.
- Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию,_доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
- Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
- Ригидность психики, то есть замедленное восприятие и переработка ин-формации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
- Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затруд-_ненное понимание речи других людей. Заикание.
- Специфические расстройства. Например, дислексия — такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия -расстройства счета. Дисграфия -трудности при овладении письмом.
- Нарушения зрения, слуха.
- Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.
- Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хро-нические заболевания.
Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальны-ми развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих воз-можностям ребенка.
Что еще может помешать хорошо учиться?
—Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т.д.
—Инфантилизм, незрелость ребенка.На первом месте –игровые интересы. В более старшем возрасте -отсутствие чувства ответственности.
—Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко -и в том и в другом случае неинтересно).
—Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.
—Конфликты с учителями и одноклассниками.
В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожида-ний. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувели-ченно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют!
Вполне очевидно, что нежелание заниматься — проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи.
Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) — интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.