Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования, реабилитации и оздоровления»

Подросток не хочет учиться

Подросток не хочет учиться
Дата создания: 05.02.2020 | Просмотров: 389

Фразу «мне это в жизни не пригодится» из уст подростка слышал в своей жизни, наверное, каждый родитель. Почему дети теряют интерес к учебе и как с этим бороться? Пробуем найти ответы.

Нежелание учиться — одна из самых распространенных подростковых проблем. Но родителям полезно помнить о том, что отказ (в той или иной степени) от учебы происходит не только из-за банальной лени. В этот период познавательный интерес ребенка направлен в другую сторону — он учится успешной коммуникации и «выращивает» уверенность в себе. Все усилия подросток прилагает к развитию в этой области. Ему нужно разобраться в себе и найти свое место в своей среде, в семье и обществе. На фоне таких масштабных задач изучение проблем мировой истории и решение квадратных уравнений представляются ребенку пустой тратой времени.

В основе нежелания учиться лежат три типа проблем:

  1. Социально-психологические: проблемы в семье и школе, трудности переходного возраста.
  2. Отсутствие навыков успешного обучения.
  3. Ошибки воспитания: неадекватные реакции родителей или учителей.

В чем «вклад» родителей?

  1. Построение слишком далеких перспектив. Предостережения родителей о том, что если не учиться, то станешь дворником, кажутся ребенку преувеличением. Подростка чаще всего мотивируют ближайшие перспективы и наглядные примеры успеха.
  2. Неорганизованная жизнь ребенка. Режим, четкий распорядок дня, определенный список домашних обязанностей помогают подростку почувствовать контроль над своим существованием. Постоянная спонтанность и хаос в повседневной жизни расслабляют подростка и приводят к неорганизованности в учебе.
  3. Несогласованность требований со стороны родителей. При отсутствии единой линии воспитания, рассогласованности правил и ожиданий подростку трудно выработать систему правил, которым необходимо следовать.
  4. Неудачные методы воспитания. Авторитарный или, наоборот, попустительский стиль воспитания часто приводит к подавлению личности ребенка. Фразы «Тебя не спрашивают», «Здесь решаешь не ты», сопровождаемые угрозами и физическим насилием, как и чрезмерное заискивание («Сделай, ну, пожалуйста…»), наносят подростку психологический вред.
  5. Частые негативные оценки, ироничные замечания. «Ты даже этого не знаешь? Ты ничего не можешь!» — это некорректные приемы воспитания. Они связаны с родительской эмоциональной реакцией и означают дискомфорт и ощущение беспомощности у самих родителей. Злость, обида и страх — негативные эмоции, которые родители вымещают на ребенке. Подросток замыкается в себе от подобных нападок, перестает доверять родителям и отказывается выполнять требования, предъявленные в такой форме.
  6. Субъективная оценка и завышенные требования. Нежелание учиться может быть особенностью умственного развития, следствием усталости или физического недомогания. Излишняя строгость и требовательность родителей не приводят к ответственности и прилежанию. Если при этом ребенка ни за что не хвалят и все его отказы принимают в штыки, то ребенок начинает воспринимать ответственность как тяжкий груз, от которого надо избавиться. Он не уверен в себе, считает, что все равно не сможет заслужить высокой оценки от родителей, поэтому даже и не старается.
  7. Привычка всегда вставать на чужую сторону. Стремясь поддержать авторитет учителя, родители иногда соглашаются с педагогом без всяких оснований. Но подростку необходима уверенность в том, что родители — это те люди, которые всегда его поддержат и защитят в случае несправедливости. Тогда он будет спокойнее чувствовать себя в школе.
  8. Безусловное требование хороших оценок. Часто родители требуют только результатов, совсем не интересуясь обстоятельствами учебного процесса. Полезно в каждой ситуации помочь ребенку проанализировать получение той или иной оценки.

Что еще мешает учиться?

  1. Неблагополучие, напряженная обстановка в семье. В обстановке семейного разлада и постоянных конфликтов ребенку очень трудно прилагать усилия к учебе. При накоплении эмоциональной и физической усталости на учебу сил не остается.
  2. Неблагоприятная обстановка в школе. Проблемы в школе у подростка могут быть и со сверстниками, и с учителями. Необходимо лучше понимать, какова атмосфера в классе, на переменах и после занятий.
  3. Отсутствие цели. Чтобы подросток понял, где в жизни ему пригодятся те или иные знания и умения, нужны наглядные примеры. Родителям и учителям предстоит убедить ребенка в том, что учеба — это ключ к саморазвитию, к общению с яркими людьми, к более интересной жизни. Не важно, чему именно ты учишься — умение учиться помогает во взрослой жизни осваивать любые новые навыки, быстрее адаптироваться к меняющейся ситуации.

Что нужно, чтобы успешно учиться?

  1. Привычка прилагать усилия. Ребенку необходим практический опыт достижения цели, когда нужно постараться, приложить усилия, чтобы что-то получить. Это умение приобретается с самого детства. Подросток должен осознавать, что достичь желаемой цели можно только в результате своего труда.
  2. Умение действовать по инструкции. Ребенок должен научиться не только следовать примеру взрослого, но и воспроизводить действия по инструкции самостоятельно.
  3. Опыт самоорганизации. В приобретении этого навыка помогает режим дня и положительный пример взрослых, которые тоже следуют распорядку. Это помогает впоследствии уметь рассчитывать свое время.
  4. Способность разделения крупных задач на более мелкие. Когда ребенку ставится масштабная задача, он, осознавая огромный объем того, что нужно сделать, говорит: «Нет, это невозможно!» и отказывается приступить к работе. Но если большую и трудную работу разделить на части и последовательно их выполнять, то она уже не будет казаться настолько сложной.

Необходимо помнить о том, что мотивация не может быть привнесена извне, она всегда идет изнутри. Если подростку удается понять себя, если он уверен в своих достоинствах, он сможет оценить себя адекватно и понять, чего ему действительно хочется и найти ресурсы для достижения поставленной цели.

Задача родителей на этом этапе — быть рядом. Но пока подросток не утолит свойственную этому возрасту жажду познания себя и общения со сверстниками, ему будет не до учебы. Побудить ребенка разобраться в своих желаниях и реализовать их через учебу можно, только поддерживая его, поощряя за успехи, принимая его как личность и доверяя ему. А школа — это всего лишь этап, который можно вместе преодолеть, несмотря на любые трудности.