Подросток не хочет учиться
Фразу «мне это в жизни не пригодится» из уст подростка слышал в своей жизни, наверное, каждый родитель. Почему дети теряют интерес к учебе и как с этим бороться? Пробуем найти ответы.
Нежелание учиться — одна из самых распространенных подростковых проблем. Но родителям полезно помнить о том, что отказ (в той или иной степени) от учебы происходит не только из-за банальной лени. В этот период познавательный интерес ребенка направлен в другую сторону — он учится успешной коммуникации и «выращивает» уверенность в себе. Все усилия подросток прилагает к развитию в этой области. Ему нужно разобраться в себе и найти свое место в своей среде, в семье и обществе. На фоне таких масштабных задач изучение проблем мировой истории и решение квадратных уравнений представляются ребенку пустой тратой времени.
В основе нежелания учиться лежат три типа проблем:
- Социально-психологические: проблемы в семье и школе, трудности переходного возраста.
- Отсутствие навыков успешного обучения.
- Ошибки воспитания: неадекватные реакции родителей или учителей.
В чем «вклад» родителей?
- Построение слишком далеких перспектив. Предостережения родителей о том, что если не учиться, то станешь дворником, кажутся ребенку преувеличением. Подростка чаще всего мотивируют ближайшие перспективы и наглядные примеры успеха.
- Неорганизованная жизнь ребенка. Режим, четкий распорядок дня, определенный список домашних обязанностей помогают подростку почувствовать контроль над своим существованием. Постоянная спонтанность и хаос в повседневной жизни расслабляют подростка и приводят к неорганизованности в учебе.
- Несогласованность требований со стороны родителей. При отсутствии единой линии воспитания, рассогласованности правил и ожиданий подростку трудно выработать систему правил, которым необходимо следовать.
- Неудачные методы воспитания. Авторитарный или, наоборот, попустительский стиль воспитания часто приводит к подавлению личности ребенка. Фразы «Тебя не спрашивают», «Здесь решаешь не ты», сопровождаемые угрозами и физическим насилием, как и чрезмерное заискивание («Сделай, ну, пожалуйста…»), наносят подростку психологический вред.
- Частые негативные оценки, ироничные замечания. «Ты даже этого не знаешь? Ты ничего не можешь!» — это некорректные приемы воспитания. Они связаны с родительской эмоциональной реакцией и означают дискомфорт и ощущение беспомощности у самих родителей. Злость, обида и страх — негативные эмоции, которые родители вымещают на ребенке. Подросток замыкается в себе от подобных нападок, перестает доверять родителям и отказывается выполнять требования, предъявленные в такой форме.
- Субъективная оценка и завышенные требования. Нежелание учиться может быть особенностью умственного развития, следствием усталости или физического недомогания. Излишняя строгость и требовательность родителей не приводят к ответственности и прилежанию. Если при этом ребенка ни за что не хвалят и все его отказы принимают в штыки, то ребенок начинает воспринимать ответственность как тяжкий груз, от которого надо избавиться. Он не уверен в себе, считает, что все равно не сможет заслужить высокой оценки от родителей, поэтому даже и не старается.
- Привычка всегда вставать на чужую сторону. Стремясь поддержать авторитет учителя, родители иногда соглашаются с педагогом без всяких оснований. Но подростку необходима уверенность в том, что родители — это те люди, которые всегда его поддержат и защитят в случае несправедливости. Тогда он будет спокойнее чувствовать себя в школе.
- Безусловное требование хороших оценок. Часто родители требуют только результатов, совсем не интересуясь обстоятельствами учебного процесса. Полезно в каждой ситуации помочь ребенку проанализировать получение той или иной оценки.
Что еще мешает учиться?
- Неблагополучие, напряженная обстановка в семье. В обстановке семейного разлада и постоянных конфликтов ребенку очень трудно прилагать усилия к учебе. При накоплении эмоциональной и физической усталости на учебу сил не остается.
- Неблагоприятная обстановка в школе. Проблемы в школе у подростка могут быть и со сверстниками, и с учителями. Необходимо лучше понимать, какова атмосфера в классе, на переменах и после занятий.
- Отсутствие цели. Чтобы подросток понял, где в жизни ему пригодятся те или иные знания и умения, нужны наглядные примеры. Родителям и учителям предстоит убедить ребенка в том, что учеба — это ключ к саморазвитию, к общению с яркими людьми, к более интересной жизни. Не важно, чему именно ты учишься — умение учиться помогает во взрослой жизни осваивать любые новые навыки, быстрее адаптироваться к меняющейся ситуации.
Что нужно, чтобы успешно учиться?
- Привычка прилагать усилия. Ребенку необходим практический опыт достижения цели, когда нужно постараться, приложить усилия, чтобы что-то получить. Это умение приобретается с самого детства. Подросток должен осознавать, что достичь желаемой цели можно только в результате своего труда.
- Умение действовать по инструкции. Ребенок должен научиться не только следовать примеру взрослого, но и воспроизводить действия по инструкции самостоятельно.
- Опыт самоорганизации. В приобретении этого навыка помогает режим дня и положительный пример взрослых, которые тоже следуют распорядку. Это помогает впоследствии уметь рассчитывать свое время.
- Способность разделения крупных задач на более мелкие. Когда ребенку ставится масштабная задача, он, осознавая огромный объем того, что нужно сделать, говорит: «Нет, это невозможно!» и отказывается приступить к работе. Но если большую и трудную работу разделить на части и последовательно их выполнять, то она уже не будет казаться настолько сложной.
Необходимо помнить о том, что мотивация не может быть привнесена извне, она всегда идет изнутри. Если подростку удается понять себя, если он уверен в своих достоинствах, он сможет оценить себя адекватно и понять, чего ему действительно хочется и найти ресурсы для достижения поставленной цели.
Задача родителей на этом этапе — быть рядом. Но пока подросток не утолит свойственную этому возрасту жажду познания себя и общения со сверстниками, ему будет не до учебы. Побудить ребенка разобраться в своих желаниях и реализовать их через учебу можно, только поддерживая его, поощряя за успехи, принимая его как личность и доверяя ему. А школа — это всего лишь этап, который можно вместе преодолеть, несмотря на любые трудности.