Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования, реабилитации и оздоровления»

Развиваем ребенка в дошкольном возрасте (часть 1)

Развиваем ребенка в дошкольном возрасте (часть 1)
Дата создания: 18.05.2021 | Просмотров: 1062

21 век-столетие, когда нас окружает изобилие предметов. Рынок переполнен товарами, которые нам и нашим детям нужны, и товарами, в которых нет необходимости, но все равно мы их покупаем. Это же и относится к играм развивающим или развлекающим. Магазины, интернет сайты, везде игры на любой вкус. Параллельно с этим многие родители, боясь что-то упустить, начинают рано развивать своих детей, покупаю им разнообразные игры. И дело не в разнообразии, а в количестве покупаемых игр. Даже если ребенок не смог разобраться, насладиться первой игрой, родители ему уже покупают вторую, третью и.т.д (мы не будем здесь останавливаться на том, что такое количество вскоре обесценивается ребенком, и он теряет интерес ко многим играм, параллельно ко всему исследовательская деятельность начинает пребывать в «спящем режиме»). Но главное понять, что дело не в количестве, а в знании, что нужно ребенку в зависимости от возраста и от развития психических процессов. И в первую очередь необходимо узнать о двухуровневой системе познания (отражения) мира.

Два уровня в системе психических процессов с помощью, которых осуществляется отражения мира:

I уровень – это чувственное познание, когда ребенок начинает познавать мир с помощью ощущения и восприятия;

II уровень – это обобщенное, рациональное познание, куда входит мышление, речь и воображение.

Память и внимание обслуживают эти 2 уровня. Память сохраняет и воспроизводит изученное. Внимание позволяет сосредоточиться на изучаемых предметах и объектах.

Анализируя двухуровневую систему, можно прийти к следующему выводу, что мы не можем давать ребенку игры на развитие логики, когда восприятие еще не целостное. Прежде всего, необходимо позволить ребенку начать изучать предметы через ощущения (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Именно психический процесс как ощущение, позволяет вашему ребенку воспринимать предметы и явления не фрагментарно. И после того, как предмет воспринимается целостно, вы можете переходить к задачам, которые предполагают применения мышления. Например, возьмем основные формы: квадрат, треугольник, круг. Если сразу дадите задание на исключение лишнего по форме, то ребенок не сможет его выполнить, если на данный момент у него не сложилось целостное представление о форме. Сначала необходимо изучить формы, рассмотреть, потрогать. Потом начать их обобщать и классифицировать по признаку (форме), после попросить собрать сначала все треугольники, потом квадраты, в конце круги и.т.п. И после всех простых действий (которые даются постепенно), которые усвоил и осознал ребенок, можно дать задание «исключи лишнее по форме», и для этого не надо иметь в арсенале очень много игр на тему «форма», достаточно одних кубиков.

Хочется остановиться на том, что внимание, как психический процесс очень важен, так как он обслуживает уровни. Если внимание неустойчиво, концентрация низкая, либо вы даете ребенку задания не соответствующе его возрасту, предполагающее повышенную концентрацию, либо ему неинтересно или внимание не сформировано и необходимо развивать его. Если вы будете развивать мышление, а внимание неустойчиво, то многое ребенок будет упускать, он потеряет всякое желание заниматься, и потом его будет не усадить за занятия. Поэтому необходимо, чтобы внимание соответствовало возрасту:

3-4 года — внимание непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую, устойчивость и концентрация внимания 5-10 мин.

4-5 лет — внимание зависит от интереса самого ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения, устойчивость концентрация внимание 10-15 мин;

5-6 лет — начало формирования произвольного внимания, устойчивость и концентрация внимание 15-20 мин.

Несмотря на многие рекомендации педагогов, психологов, опытных родителей главное понимать, что ребенок может этот предметный мир изучать самостоятельно, малыша надо немного направлять. Для целостного понимания формирования психических процессов ребенка рекомендую почитать советского и российского психолога, педагога В.С Мухина «Возрастная психология: Феноменология развития»

Категория:Дошкольники