Школьные отметки: за или против?
Система оценивания знаний в большинстве наших школ не меняется много лет. Наши дети получают те же баллы, что и мы в свое время, и их деды-прадеды.
Да, наше восприятие и реакции во многом индивидуальны. И все же любого ребенка — от двоечника до отличника — школьные отметки держат если не в страхе, то в постоянном напряжении. И создаем это напряжение большей частью мы, родители.
Как реагировать на оценки?
Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверхценность и
внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чув-
ством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у
сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие —
постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо вы-
глядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей.
Если единственная цель — получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со
сверстниками, свободного выбора увлечений (и развлечений). Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии.
Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками, попробуйте два варианта помощи.
- Объясните ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не
только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли
настроение, состояние и представление о самом себе. Убедите сына или дочь,
что вы цените их независимо от их учебных успехов.
- Помогите овладеть недостающими школьными умениями и навыками, ор-
ганизовать домашние занятия, развить внимание и память. Расширяйте круг
его (ее) интересов и возможностей.
Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с
возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе.
Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого — тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.
Что оценивается: знания или результат?
Мы уже говорили, что об относительности оценок задумываются теперь и в
самой школе — источнике тревог. Многие учителя понимают: важно оценить
не только результат, но и затраченные ребенком усилия..
— Дайте ребенку понять: школьная оценка — это просто инструмент для изме-
рения твоего уровня знаний или навыков в определенной области конкретного предмета. Она показывает, насколько ты уже продвинулся в изучении исколько еще можно сделать. Она не оценивает тебя как личность, и моя любовь к тебе не зависит от школьной отметки.
— Старайтесь получить как можно более полную информацию о системе оценивания в той школе, где учится ваш сын или дочь. Узнайте критерии выставления оценки за разные виды работ (домашние задания, устные ответы
на уроках, различные проверочные работы, ответы на экзаменах) по интере-
сующим предметам. Все это должно быть представлено в нормативных документах, и вы имеете полное право ознакомиться с этими документами.
— Может случиться так, что вам или вашему ребенку оценка, поставленная
учителем, кажется несправедливой. Постарайтесь найти конструктивный вы-
ход из ситуации. Не исключено, что в конкретном случае стоит «качать права». Но это не должно становиться для вас и вашего школьника самоцелью.Желательно, чтобы он сам учился «по-взрослому» решать эти вопросы сосвоим педагогом.
Один из неиссякаемых источников низких оценок у наших учащихся —
проблемы с русским языком, низкая грамотность. А ведь зачастую первопри-
чина — в специфических речевых нарушениях у ребенка.
Постепенно ситуация хронического неуспеха отбивает любое желание
заниматься этим предметом. Речевые нарушения у детей встречаются доста-
точно часто. Одно из них — нарушение письменной речи, так называемая дизграфия.
Такие учащиеся делают огромное количество ошибок в письменных
работах. Причем на взгляд неспециалиста они могут быть нелепыми и необъяснимыми. Таким детям нужны постоянные и длительные занятия с логопедом. Быстрых сдвигов обычно ждать не приходится.
Так вот, не все родители знают, что таких детей разрешено оценивать
дифференцированно. Оценки по русскому языку им снижаются только за
ошибки из-за незнания правил. Наличие чисто речевых ошибок не должно
влиять на отметку. Если у вашего ребенка подобные проблемы, возьмите заключение после консультации у логопеда и попробуйте договориться с учителем русского языка.