Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования, реабилитации и оздоровления»

Школьные отметки: за или против?

Школьные отметки: за или против?
Дата создания: 24.02.2020 | Просмотров: 149

Система оценивания знаний в большинстве наших школ не меняется много лет. Наши дети получают те же баллы, что и мы в свое время, и их деды-прадеды.

Да, наше восприятие и реакции во многом индивидуальны. И все же любого ребенка — от двоечника до отличника — школьные отметки держат если не в страхе, то в постоянном напряжении. И создаем это напряжение большей частью мы, родители.

Как реагировать на оценки?

Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверхценность и

внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чув-

ством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у

сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие —

постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо вы-

глядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей.

Если единственная цель — получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со

сверстниками, свободного выбора увлечений (и развлечений). Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии.

Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками, попробуйте два варианта помощи.

  1. Объясните ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не

только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли

настроение, состояние и представление о самом себе. Убедите сына или дочь,

что вы цените их независимо от их учебных успехов.

  1. Помогите овладеть недостающими школьными умениями и навыками, ор-

ганизовать домашние занятия, развить внимание и память. Расширяйте круг

его (ее) интересов и возможностей.

Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с

возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе.

Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого — тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.

Что оценивается: знания или результат?

Мы уже говорили, что об относительности оценок задумываются теперь и в

самой школе — источнике тревог. Многие учителя понимают: важно оценить

не только результат, но и затраченные ребенком усилия..

 

Дайте ребенку понять: школьная оценка — это просто инструмент для изме-

рения твоего уровня знаний или навыков в определенной области конкретного предмета. Она показывает, насколько ты уже продвинулся в изучении исколько еще можно сделать. Она не оценивает тебя как личность, и моя любовь к тебе не зависит от школьной отметки.

Старайтесь получить как можно более полную информацию о системе оценивания в той школе, где учится ваш сын или дочь. Узнайте критерии выставления оценки за разные виды работ (домашние задания, устные ответы

на уроках, различные проверочные работы, ответы на экзаменах) по интере-

сующим предметам. Все это должно быть представлено в нормативных документах, и вы имеете полное право ознакомиться с этими документами.

— Может случиться так, что вам или вашему ребенку оценка, поставленная

учителем, кажется несправедливой. Постарайтесь найти конструктивный вы-

ход из ситуации. Не исключено, что в конкретном случае стоит «качать права». Но это не должно становиться для вас и вашего школьника самоцелью.Желательно, чтобы он сам учился «по-взрослому» решать эти вопросы сосвоим педагогом.

Один из неиссякаемых источников низких оценок у наших учащихся —

проблемы с русским языком, низкая грамотность. А ведь зачастую первопри-

чина — в специфических речевых нарушениях у ребенка.

Постепенно ситуация хронического неуспеха отбивает любое желание

заниматься этим предметом. Речевые нарушения у детей встречаются доста-

точно часто. Одно из них — нарушение письменной речи, так называемая дизграфия.

Такие учащиеся делают огромное количество ошибок в письменных

работах. Причем на взгляд неспециалиста они могут быть нелепыми и необъяснимыми. Таким детям нужны постоянные и длительные занятия с логопедом. Быстрых сдвигов обычно ждать не приходится.

Так вот, не все родители знают, что таких детей разрешено оценивать

дифференцированно. Оценки по русскому языку им снижаются только за

ошибки из-за незнания правил. Наличие чисто речевых ошибок не должно

влиять на отметку. Если у вашего ребенка подобные проблемы, возьмите заключение после консультации у логопеда и попробуйте договориться с учителем русского языка.