Адаптация первоклассника к школе
Пролетело жаркое лето и школа открыла свои двери для учеников. Заливисто прозвенел первый звонок для еще вчерашних дошколят, а сегодня их гордо называю первоклассниками. Впереди ребят ждут интересные уроки, контрольные, знания. Новые знакомства и друзья. Но сейчас главная задача ребят научится жить в новом ритме. Родители хотят помочь своим детям включится в рабочий ритм школы. От чего зависит психологическая готовность первоклассника?
Для дошкольника главным занятием является игра, в которой он чувствует себя беззаботным и весёлым. Но сейчас он стал первоклассником и родители много раз говорят ему «Ты стал взрослым!», «Теперь ты ходишь в школу!», «Это тебе не детский сад. В школе всё серьезно!» и другие подобные фразы. Ребёнок всё слушает, но не всё понимает. Он очень хочет быть взрослым и серьёзным, но как это сделать он пока не понимает. Первокласснику понятно, что нужно слушать учительницу и быть умным, но как это сделать ему не понятно. Теперь он часто слышит такие слова «надо», «правильно», «старайся», «должен». Появляются новые обязанности и возрастают требования со стороны родителей и учителя.
Многое меняется в жизни первоклассника, ребёнок должен: соблюдать режим дня, ходить в школу, подчинятся школьным правилам, трудится выполняя школьные задания, прилежно вести себя на уроках и переменах. Эти правила не всегда совпадают с интересами и желаниями ребенка, к этому нужно адаптироваться. У всех первоклассников проходит период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям. Большинство ребят успешно справляются с этой задачей, некоторым это даётся немного сложнее. Зависит это от индивидуальных особенностей ребенка и сформированности учебной мотивации.
Для каждого ребенка первый год обучения в школе это новая ступенька в жизни. Включение в новую социальную среду, новый коллектив сверстников. Освоение учебной деятельности требует развития всех психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Начало школьного обучения является сильным стрессом для каждого первоклассника. Радость, восторг и удивление сменяются тревогой, растерянностью и напряжением.
Снизить уровень стресса в период адаптации к школьному обучению можно соблюдая следующие рекомендации:
- Соблюдайте режим дня.
- Общайтесь и проводите время всей семьей.
- Определите круг обязанностей ребенка, за которые он несёт ответственность.
- Обращайтесь к ребенку с просьбами и благодарите его за помощь.
- Не критикуйте учителя и школьную программу при ребёнке.
- Ведите диалог с ребенком в любых ситуациях.
Любите своих детей несмотря ни на что!