Если ребенок пишет с ошибками
Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делаютошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповаяна школу.
Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: «ошибка не должна фиксироваться в сознании». Если ребенок спрашивает, как пи-
шется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: «здесь
пишется не «а», а «о».
Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь «о»
или здесь «е». Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.
Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова
(которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую
золотую медаль), весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму.
Ему принадлежат следующие строки: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок
грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что
он будет так же говорить, потому что дети понимают — мы говорим не
так, как пишем».
Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно
научить так называемому «орфографическому» чтению. Что это значит?
Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е.гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на болеенизком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковойединицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и толькопотом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи,придется снова обратить его внимание на слоги.
Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не
так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен
разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.
В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная
(язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами
на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет. Для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л.
Толстого, И. Бунина и т.д.
«Чтение грамотности» должно быть регулярным, а во время занятий
обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ре-
бенок прочитал то или иное слово. Например, слово «который» он произнес
так, как мы обычно говорим, т. е. «каторый». Взрослому надо в мягкой форме
поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.
С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься
весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не
работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десятилет можно заниматься чуть больше — примерно 15 мин.
Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит
различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем онбудет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому чтотренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.
Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфо- графическом словаре: громко, четко и не один раз.
Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучше-
ние в письме ребенка.
Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные,
можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памятинеправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требуеттолько постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно!