Зачем в школе логопед
У детей нередко возникают какие-либо школьные трудности, часто отмечается неуспеваемость по русскому языку и литературе. Дети не всегда могут последовательно и грамотно изложить свои мысли, вдумчиво читать текст и извлекать из него полезную информацию, грамотно говорить и писать, владеть нормами языка.
Одной из причин неуспеваемости детей и по русскому языку и по математике и по другим предметам является недостаточная сформированность устной речи, которая препятствует овладению правильным чтением и грамотным письмом. К 6-7 годам ребенок в норме должен овладеть всей структурой языка, то есть звуковой и смысловой стороной. Это значит, что ребенок говорит чисто, грамотно, различает звуки речи, обладает достаточным словарным запасом. Грамотная речь – показатель умственного развития ребенка.
Мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение ошибочно. Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом.
Работа школьного логопеда отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Основными направлениями работы логопеда в школе является не столько коррекция устной речи, но, главным образом, коррекция нарушений чтения и письма, а также их предупреждение. Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Поэтому крайне важно проследить за становлением этих навыков у учащихся первого класса. Часто именно в первый год обучения школьный логопед может выявить специфические трудности.
Логопедические занятия способствуют лучшему освоению учащимися образовательной программы, делает учёбу доступной и понятной для всех учеников, испытывающих трудности.
Основные направления логопедической работы с учащимися:
- развитие связной речи
- накопление и совершенствование словаря
- развитие физического и речевого слуха
- развитие грамматической стороны речи
- обучение навыкам словообразования и словоизменения
- коррекция произношения.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, быть понимаемым для воспитателей, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
Многих школьных трудностей можно избежать, если родители вовремя обратят внимание на успеваемость, поведение, уровень развития мышления и речи у своего ребенка. Прогноз дальнейшего развития детей с недостатками речи при своевременной целенаправленной помощи чаще всего благоприятный. И родители, и учителя должны понимать, что сам ребенок не сможет справиться с подобными проблемами, ему требуется квалифицированная помощь специалиста. В школе таким специалистом является учитель-логопед.