Игры и упражнения для развития устной речи первоклассников, формирующие умения слушать и говорить
Трудности, которые могут встречаться у первоклассников: бедные словарный запас, умение слушать и слышать, задавать вопросы, не достаточно развитая монологическая речь, умение пересказывать текст, выделить главную мысль текста и т.п.
Предложенные игры и упражнения помогут ребенку расширить словарный запас, понимать речь и формировать собственные высказывания, используя в речи разнообразные типы предложений.
Такие задания можно использовать не только с первоклассниками, но и с детьми старшего возраста, если у них встречаются похожие трудности.
Начиная выполнять с ребенком задания обязательно помогите ему, разобрав последовательность выполнения.
Сократи предложение
Послушай предложение, запомни его. Так же можно предложить ребенку повторить это предложение.
Предложение | Задание | Помощь в виде вопросов |
Юля читает бабушке интересную книгу. | Сколько слов в предложении?
Сократи предложение до 4 слов. |
А если мы не будем говорить о том какую книгу читает Юля, что получится? |
Юля читает бабушке книгу. | Сократи предложение до 3 слов. | Если мы не будем говорить о том, что именно читает Юля, что получится? |
Юля читает бабушке. | Сократи предложение до 2 слов. | Если мы не будем говорить о том, кому читает Юля что получится? |
Вспомни какое предложение было до сокращения? Какое получилось?
- Вчера весь день шел дождь.
- Дедушка нес тяжелую сумку.
- Пушистый снег покрыл лес и поле.
- Оля подарила сестре красивую кофту.
- Мама положила на стол синий пенал.
- Завтра мы поедем в Москву на поезде.
- Разноцветные бабочки весело порхали над клумбой.
- В лесу я с папой видел красивого оленя с большими рогами.
- Сегодня мы купили в ближайшем магазине большой чемодан.
- Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги.
Измени порядок слов в предложении
Вчера мы ходили в лес за грибами.
Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Используя те же самые слова составь предложение. Первое слово в предложение – Мы … и т.п
Мы вчера ходили в лес за грибами.
Ходили мы вчера в лес за грибами.
В лес ходили вчера мы за грибами.
За грибами в лес мы ходили вчера.
- Кот спит под крыльцом.
- Мальчик принёс собаке хлеба и молока.
- Летом в лесу дети нашли ежа.
- В прошлом году ребята отдыхали в лагере.
- Дедушка пошел на речку за рыбой.
- Мы жили в домике на берегу реки.
- Кот Васька лег спать в уголке.
- Пестрый дятел стучит по дубу.
- На каникулах дети будут жить у бабушки в деревне.
- У Сони есть пес Шарик и котенок Пушок.
Измени слово
Кот спит на диване.
На какое слово можно заменить слово кот? Спит? Диван?
Собака спит на диване. | Кот лежит на диване. | Кот спит на коврике. |
Папа спит на диване. | Кот сидит на диване. | Кот спит на кресле. |
- Кот спит на диване.
- Мы гуляли в парке.
- Попугай вылетел из клетки.
- Наступило долгожданное лето.
- Под кустом сидит заяц.
- Дети летом жили у бабушки.
- На цветок села бабочка.
- Мама собирала малину в лукошко.
- На цветке я увидел большую гусеницу.
- Рыжая лисица бежала по тропинке.
Послушай, запомни, ответь: всё ли верно.
Послушай предложение и определи: может ли это быть или нет. Если это может быть, то объясни, когда, где и почему. Если нет, то докажи, что это нелепица.
- Мышка поймала кошку и съела ее.
- Брат рубил дерево пилой.
- Фонарь освещал улицу.
- Рыжий заяц спрятался под кустом.
- Осенью с ели опали все листья.
- К машине подъехал магазин.
- К магазину подъехала машина.
- Ежик живет на дереве в дупле.
- После осени наступило долгожданное лето.
- Волчица со своими маленькими лисятами жила в берлоге.
Добавь слово
Послушай предложение, добавь к нему одно, два слова.
Мама идет. | Куда идет мама? |
Мама идет в магазин. | В какой магазин идет мама? |
Мама идет в продуктовый магазин. | За чем идет мама в магазин? |
Мама идет в продуктовый магазин за хлебом. | С кем идет мама в магазин? |
- Мама готовит …
- Кошка ловит …
- Вова строит …
- Я пришел …
- Стул стоит …
- Мы едим …
- Бабушка идет …
- Марина пишет …
- Мышка бежит …
- Чашка упала …
Закончи предложение
Девочка шла по…
Девочка шла по тропинке домой.
Девочка шла по улице.
Девочка шла по берегу реки
- Мы вернулись …
- Дети любят смотреть …
- На огороде мы посадили …
- К нам в гости …
- Летом мы поедем …
- Младший брат рассказал …
- В школе мы узнали …
- На улице было …
- Я увидел в окно как …
- Дорога домой была …
Кошка взобралась на дерево, которое …
Кошка взобралась на дерево, чтобы…
Кошка взобралась на дерево, когда…
Кошка взобралась на дерево, потому что…
Задай вопрос, ответь
Послушай предложение, поставь вопрос по содержанию высказывания и ответить на него.
Воробей поселился в скворешне.
Кто поселился в скворешне? | Воробей. |
Что сделал воробей? | Он поселился в скворешне. |
Где поселился воробей? | Воробей поселился в скворешне. |
Правда ли, что воробей поселился в скворешне? | Да. |
В скворешне ли поселился воробей? | В скворешне. |
Воробей ли поселился в скворешне? | Да, воробей. |
Поселился ли воробей в скворешне? | Да, поселился. |
Какая птица поселилась в скворешне? | Воробей. |
Кто справил новоселье в скворешне? | Воробей. |
Где нашёл приют воробей? | В скворешне. |
- Гадкий утёнок стал красивым белым лебедем.
- Снежная королева заколдовала Кая.
- Дюймовочка спасла ласточку от смерти.
- Фея подарила Золушке туфельки из чистейшего хрусталя.
- Красная Шапочка пошла навестить бабушку.
- Доктор Айболит поехал в Африку лечить обезьян.
- Иванушка превратился в козлёночка.
- Бременские музыканты странствовали по свету.
- В избушке жили три медведя.
- Колобок перехитрил зайца.