Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования, реабилитации и оздоровления»

Как правильно развивать логическое мышление младших школьников.

Как правильно развивать логическое мышление младших школьников.
Дата создания: 03.08.2022 | Просмотров: 729

Развитие логического мышления младших школьников — одно из важнейших направлений обучения учащихся. На важность этого процесса указывают учебные программы и методическая литература.     Совершенствовать логическое мышление лучше всего и в школе, и дома, однако далеко не все знают, какие методы для этого будут наиболее эффективными. Вследствие этого логическое обучение принимает форму стихийного, что негативно сказывается на общем уровне развития учеников. Бывает так, что даже старшеклассники не умеют логически мыслить, пользуясь приёмами анализа, синтеза, сравнения и пр. Сегодня мы поговорим о том, как правильно развивать логическое мышление младших школьников.
Для того чтобы успешно развивать мышление детей, необходимо чтобы развивающие игры включали несколько основных аспектов.

В число обязательных элементов любой игры или игровой методики должны входить следующие приёмы и родителям стоит учитывать то, что среди них нет основных или второстепенных, все они взаимосвязаны. Без развития одной составляющей невозможно и корректное развитие другого элемента. Итак, обращать внимание нужно на то, чтобы в играх были представлены как методы сравнения объектов и явлений, обобщение определённых признаков, построение выводов и выделение причин. Кроме того, ребёнок должен уметь отделять главное от второстепенного. Если в процессе обучения или подготовки не соблюдаются эти рекомендации, то само школьное обучение становится для ребёнка практически непосильным, поскольку часть знаний дети не усваивают вовсе, а часть не могут понять. Фрагментарное усвоение информации рано или поздно приводит к отставанию в учёбе, и ни о каких успехах речь идти не может.
Начальная школа — наилучший период для целенаправленной работы по активному развитию логического мышления. Помочь сделать этот период продуктивным и результативным могут всевозможные дидактические игры, упражнения, задачи и задания, направленные на:
• формирование умения самостоятельно мыслить,
• обучение умению делать выводы,
• эффективному использованию полученных знаний в мыслительных операциях,
• поиск характерных признаков в предметах и явлениях, сравнение, группирование, классификация по определённым признакам, обобщение,
• использование имеющихся знаний в различных ситуациях.
Средства развития логического мышления младшего школьника нужно подбирать с учётом целей, а также ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка.
Упражнения и игры, направленный  на развитие логического мышления:

 

«Говори наоборот»

Большой – маленький, толстый – тонкий,

черный – белый, горячий – холодный,

пустой – полный, легкий – тяжелый,

чистый – грязный, больной – здоровый,

ребенок – взрослый, огонь – вода,

сильный – слабый, веселый – грустный,

красивый – безобразный, трус – храбрец и т.д.

 

«Назови предметы одним словом»

  • диван, кровать, шкаф, тумба (мебель),
  • самолет, пароход, автомобиль, поезд (транспорт),
  • рубашка, брюки, пальто, юбка, плащ (одежда) и пр…

Предварительно побеседовать с ребенком о том, что все слова можно разделить на группы, каждая группа имеет название, спросить ребенка почему, по его мнению, слова относятся к разным группам. В процессе ответов ребенка, помогать ему правильно формулировать свои мысли.

 

«Четвёртый лишний»

Упражнение заключается в том, чтобы исключить один предмет, у которого отсутствует некоторый признак, общий для остальных трёх, находить общие и неодинаковые свойства предметов, сравнивать их, а также объединять их в группы по основному признаку, то есть классифицировать (здесь удобно использовать карточки с изображениями).

  • конфета, торт, шоколад, груша («груша» лишнее слово, так как это фрукт , а все остальное- кондитерские изделия),
  • платье, шарф, сапоги, куртка («сапоги» лишнее слово, так как это обувь , а все остальное- одежда) и т.д.

«Закончи слово»

Взрослый произносит 1-ый слог слова, а ребенок должен закончить его (можно использовать мяч)

Слоги: ра, го, по, зем, до, ла, ка и т.д.

 

«Закончи предложение»

Эта игра проводится аналогично игре »Закончи слово», только теперь ребенку нужно, поймав мяч, закончить предложение: летом тепло, а зимой …; птицы летают, а змеи …; осенью листья жёлтые, а летом …; сахар сладкий, а лимон …; днём светло, а ночью …; ворона каркает, а воробей …; шофёр водит машину, а летчик …

Второй вариант игры состоит в том, что ребенок должен закончить начало фразы словами »из-за того, что», »потому что»: сегодня я замёрз, потому что…; у мамы хорошее настроение, потому что…; мальчик обиделся на друга, из-за того что…

Если ребенок допускает ошибки, необходимо разобрать предложение и выяснить, почему подобранное слово или конец фразы, не подходят. Также необходимо помочь закончить правильно предложение.

 

«Отгадай и назови»

Необходимо назвать слово по его значению:

  • Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)
  • Место, где приготовляют лекарства и продают их. (Аптека)
  • Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)
  • Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)
  • Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец)
  • Детёныш овцы. (Ягнёнок)
  • Лиственное дерево с белой корой. (Берёза)

—   Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)

 

«Установление отношений»

В строке дано соотношение двух понятий. К третьему слову надо подобрать одно слово из ряда слов, написанных ниже так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение.

  • школа- обучение, а больница— доктор, ученик, лечение, больной ;
  • нога-сапог, а рука— кулак, перчатка, палец, браслет ;
  • пальто- пуговица, а ботинок— магазин, нога, шнурок, шляпа ;
  • птица- гнездо, а человек— город, рабочий, вагон, дом ;
  • рыба- сеть, а муха— комар, комната, жужжать, паутина.

«Придумай сам»

В этой игре дети учатся выполнять действия по аналогии и выделять существенные признаки. Для игры понадобится подборка неоконченных утверждений, например:

— карандаш – грифель, шариковая ручка — …(стержень);

— дом – кирпич, стакан -…(стекло);

— коньки – лёд, лыжи -…(снег);

— орёл – птица, щука -…(рыба);

— шофёр – машина, лётчик -…(самолёт);

— ночь – луна, день -…(солнце) и т.д.

 

«Зашифрованное слово»

Взрослый произносит по слогам слова. Из каждого слова необходимо отделить первые слоги и из них составить новое слово, например:

  • колос – рота, ваза (корова),
  • машина –малина (мама),
  • кора – лото, боксёр (колобок).

Из двух последних слогов составить слово:

  • Змея – рама (яма),
  • Зима – яма (мама) и т.д.

«Продолжи ряд цифр»

Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Ребенок должен понять закономерность построения ряда и продолжить его.

Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 1, 5, 9…

 

«Добавлялки»

Ребенок  слушает стихи-загадки и подбирает подходящее слово.

В реке большая драка: поссорились два…(рака).

Где обедал воробей? – В зоопарке у…(зверей).

Ра-ра-ра – начинается…(игра).

Ир-ир-ир – мой папа…(командир).

Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары).

Арь-арь-арь – на стене висит…(фонарь).

Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро).

Ло-ло-ло – на улице…(тепло).

Ру-ру-ру – продолжаем мы …(игру).

Лу-лу-лу – стол стоит в …(углу).

Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе).

Ша-ша-ша – мама моет…(малыша).

Ри-ри-ри – на ветках…(снегири).

Шу-шу-шу – другу я письмо…(пишу).

Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар).

Жа-жа-жа – есть иголки у…(ежа).

 

«Очень-очень вкусный пирог»

Ребенку читают стихотворение, не договаривая слова в строчках, он должен подобрать подходящее по смыслу слово.

Я хотел устроить бал,

И гостей к себе …

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый…

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости …

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошек….

«Слова с заданной буквой»

Ребенку даётся задание придумать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву »п» ( пирог, парашют, палец и т.д.);

б) оканчивающиеся на букву »а» ( мама, собака, девочка, картошка);

в) вторая от начала слова буква »е» ( место, песня, пекарь, дерево).

Варианты могут быть разные.

 

«Что это такое?»

 

Ребенку предлагается объяснить, что означает то или иное слово. Например, »письмо – это бумага, на которой можно написать о себе и отправить в конверте по почте».

Наборы слов могут быть самые различные: лодка, журнал, платок, лодырь, пароход; самолёт, молоток, книга, друг, ботинки и т.д.

 

«Продолжи ряд»

Взрослый называет одно, два, три слова. Задача ребенка – продолжить ряд слов, которые начал взрослый и выявить признак.

  1. Чашка, стакан, коробка, …
  2. Книга, камень, …
  3. Шкаф, кубик, …

 

Уважаемые родители, а знаете ли вы, что математике присущ уникальный развивающий эффект? Она стимулирует развитие логического мышления, самым лучшим способом формируя приёмы мыслительной работы, расширяя интеллектуальные способности ребёнка. Дети учатся рассуждать, замечать закономерности, применять знания в различных сферах, быть более внимательными, наблюдательными.

Дидактическая игра « Помоги Красной Шапочке»

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:  « Красная Шапочка шла к бабушке, но её в лесу ждал волк. Есть только одна тропинка, на которой девочка не встретит волка. Она математическая. Посмотри  внимательно и помоги Красной Шапочке».

 

Дидактическая игра « В математическом лесу»

 

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Маша собирала в лесу грибы, заблудилась и попала в математический лес. Стоит и плачет, а старичок-боровичок сказал ей: « Реши эти примеры, они помогут выйти на дорогу к дому», нарисуй тропинку к дому Маши.

Игра « Помогите мышке попасть в норку»

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: мышке надо попасть домой только одним путём, но для этого ей надо знать счет чисел от 27 до 45, иначе её поймает кошка. Помоги мышке добраться домой.

 

Игра « В поисках ответа»

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: на столе — таблица с двумя входами и столбик примеров. Ребенок решает примеры и с помощью таблицы — кода  и записывает слово- ответ на поставленый вопрос.

Одним из самых эффективных способов развить логическое мышление в начальной школе является решение нестандартных задач, например:

• Тройка лошадей пробежала 4 километра. Сколько километров пробежала каждая из лошадей? (по 4 километра).
• На березе выросли 7 груш, две упали на землю. Сколько груш осталось на березе?(0.)
• На столе лежало 5 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе? (5.)
• Назовите число, в котором три десятка. (30.)
• Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара …(стоит впереди Любы).

Для обогащения учебного процесса, а также для домашних занятий используйте логические задачи и загадки, головоломки, ребусы и шарады, многочисленные образцы которых вы легко найдёте в разных методических пособиях, а также в интернете.

Успехов Вам!

Категория:Дошкольники