Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования, реабилитации и оздоровления»

Как смотреть кино вместе с детьми

Как смотреть кино вместе с детьми
Дата создания: 28.01.2020 | Просмотров: 1401

Кино давно занимает важное место в искусстве. Кинематографическое культурное наследие человечества огромно. Кино обладает существенными преимуществами:

  • доступность (если живопись предпочтительней смотреть в оригинале, то кино можно смотреть везде),
  • зрелищность (актуальная в эпоху торжества визуального),
  • малозатратность по времени (в сравнении со временем, необходимым для прочтения книги),
  • эстетическое и интеллектуальное удовольствие от просмотра.

Кино – пространство, куда дети входят легко и без принуждения. Встречаясь с детьми в пространстве фильма, родитель может прорабатывать сложные темы и решать свои задачи. Что можно развивать через кино:

  • Критическое мышление
  • Интеллектуальные способности
  • Эрудицию
  • Умение вести внутренний диалог с автором, с самим собой и окружающими
  • Фантазию, образное мышление
  • Художественный вкус
  • Эмоциональный интеллект
  • Гуманизм, духовную свободу
  • Формировать мировоззрение

Почему нужно учить детей смотреть кино?

Привыкшие к фильмам-аттракционам, потребление которых не требует никакого интеллектуального усилия, многие дети просто не догадываются, что просмотр кино может требовать внутренней активности от зрителя.

В эпоху массовых зрелищ, когда поход в кино становится самым популярным видом семейного досуга, фильмов становится так много, что они уже не «цепляют». Если книги читаются вдумчиво и медленно, с перерывами, с привыканием к персонажам и оценкой обстоятельств, то двухчасовой фильм не дает времени на серьезное осмысление.

Задачи взрослого

  • помочь ребенку в восприятии кино;
  • научить получать эмоциональное, эстетическое и интеллектуальное удовольствие;
  • научить ориентироваться в огромном мире кино, искать и отбирать фильмы под свои собственные запросы.

Перед просмотром

Важна установка на активное киновосприятие. Перед просмотром фильма постарайтесь настроить детей на нужную волну. Возможные вопросы для обсуждения:

  • Как отличить хороший фильм от плохого?
  • Должен ли фильм давать ответы на вопросы?
  • Зачем мы смотрим кино?
  • Чем кино отличается от других видов искусств?
  • Кто является автором в кино?
  • Что и зачем нужно знать о фильме и об авторе до просмотра?

Организуйте небольшую дискуссию «как смотреть кино».

  • Читать ли предварительно рецензии?
  • Смотреть ли трейлер?
  • Рейтинги?
  • Награды?
  • Смотреть ли на маленьком экране?
  • С попкорном?
  • В дубляже?

От внешних вещей подведите их к самому важному – интеллектуальной активности зрителя.

Поговорите о том, что кино бывает разное. Что разные фильмы требуют от зрителя разной степени участия зрителя. Вспомните «фильмы-аттракционы», со множеством спецэффектов, где основную работу проделывает режиссер, а зрителю остается только «покрепче пристегнуться». И фильмы, требующие от зрителя большей рефлексии, где зритель выступает в качестве соавтора, по-своему интерпретируя увиденное, домысливая, создавая свою собственную версию фильма у себя в голове.

В зависимости от фильма перед просмотром дайте небольшую вводную информацию, которую сочтете важной (факты биографии автора, история создания фильма, информация о времени и месте действия фильма) – то, что поможет зрителям вступить диалог с автором.

Во время просмотра

Попросите детей во время просмотра фильма:

  • выступить в роли соавтора;
  • вести внутренний диалог с собой и с автором;
  • анализировать происходящее;
  • смотреть в режиме опережения (прогнозировать развитие событий);
  • проводить параллели с жизнью, встраивать контекст собственной жизни;
  • «узнавать» в фильме себя и мир;
  • фиксировать свои ассоциации.

Можно попросить делать заметки по ходу фильма. Это стимулирует детей быть более внимательными и поможет сохранить интересные мысли для обсуждения после просмотра. Это не значит, что в дальнейшем обязательно смотреть все фильмы с блокнотом, но это полезная тренировочная практика, чтобы приучить себя рефлексировать.

Форма для заметок во время просмотра:

  • Предметы в обстановке на которые ты обратил внимание.
  • Знаки, отсылки.
  • Телодвижения, позы персонажей.
  • Фразы, которые зацепили.
  • Кадры.
  • Вопросы, которые возникли.
  • Мысли, которые пришли.
  • Ассоциации, параллели.
  • Конфликты, противоречия которые ты заметил.

После просмотра

Возможные вопросы для обсуждения:

  • Какие ощущения вызвал у вас фильм?
  • Если вы ничего не почувствовали, почему?
  • Получили ли вы удовлетворение от просмотра?
  • Эстетическое?
  • Интеллектуальное?
  • Вызвал ли фильм ассоциации с вашей собственной жизнью, с историями ваших близких, друзей, знакомых, известных людей, литературных персонажей или героев других фильмов?
  • Что вас удивило?
  • Что вас смутило?
  • Какие вопросы остались после просмотра фильма?
  • Имеет ли фильм шансы на массовый успех?
  • Какова целевая аудитория этого фильма?

Далее приведены шаблоны и вопросы для более детального разбора фильма. Их можно использовать выборочно, в зависимости от того, какие вещи хочет акцентировать взрослый. Для обсуждения персонажей:

  • С какими персонажами ты себя отождествляешь?
  • Кому сочувствуешь?
  • Кого осуждаешь?
  • Как изменился персонаж по ходу фильма?
  • Как развиваются характеры?
  • Что узнали персонажи в процессе пережитого опыта?
  • Изменились ли твои симпатии/антипатии к персонажам по ходу действия фильма?
  • Кому симпатизирует автор?
  • С кем солидаризируется?
  • Что говорят предметы обстановки о персонажах?
  • Были ли сцены, которые зритель видит глазами того или иного персонажа?
  • Как персонажи выражают свои взгляды на жизнь?
  • Близки ли тебе их взгляды?
  • В каких сценах раскрываются конфликты между персонажами?
  • Какие политические, философские, социальные проблемы отражены во взглядах и поступках персонажей?
  • Какие мировоззренческие позиции?
  • Правильно ли они поступают?
  • Подумай, что могло бы произойти, если бы герой принял другое решение?

Обсудить с точки зрения одного из следующих элементов киноязыка:

  • Сценарий. Композиция, драматургия фильма, конфликты. Диалоги.
  • Цвет/свет. Как цвет задает время действия фильма, создает атмосферу, настроение, влияет на зрителя.
  • Звук. Саундтреки, звуковые эффекты, создание атмосферы и художественных образов.
  • Камера. Операторская работа, оптика, специфичная для данного фильма. Фокус, план, ракурс, композиция кадр. Особенности монтажа. Место действия, кинематографическое пространство, атмосфера, пейзажи, декорации, архитектура, стиль, эстетика, художественное оформление фильма.
  • Актерская игра. Подбор актеров. Позы, жесты, реакции персонажей.

Для обсуждения конфликта героя:

  • Насколько глубоким показался вам этот фильм?
  • Удалось ли вам заметить что-то интересное?
  • Увидеть скрытые подтексты?
  • Как ваш личный опыт способствовал интерпретации текста?
  • Что имело для вас значение в этом фильме? (Композиция, темпоритм, мизансцены, атмосфера, работа оператора, свет, звук, монтаж, игра актеров, детали в кадре и т.д.)

Для обсуждения фильма на высказывание о мире и о месте человека в этом мире:

  • О чем фильм?
  • Какие темы затрагивает?
  • Какова главная идея?
  • Какие ценности актуализует фильм?
  • Какие социальные проблемы поднимает фильм? (преступность, насилие, расизм, гендер, конформизм, конфликт поколений, высокомерие, снобизм)?
  • Герой может противостоять политической системе, природе, машинам, богу и т.д.?
  • Предлагает ли фильм специфический взгляд на мир?

Автор может вкладывать нечто важное в то, что на первый взгляд может показаться зрителю случайной деталью: рисунок на майке персонажа, песня, которую он поет, книга, которую читает, фильм, который, смотрит, или афиша на заднем плане. Покажите детям примеры подобных отсылок в кино. Обсудите, на что они обратили внимание, и как интерпретировали.

Где искать дополнительные смыслы:

  • название фильма,
  • имена персонажей,
  • внешность персонажа,
  • предметная среда,
  • диалоги,
  • надписи,
  • цвет,
  • звук,
  • монтаж и др.

Меры предосторожности

Время.

Позаботьтесь о том, чтобы заранее выделить в расписании достаточное количество времени не только на просмотр, но и на обсуждение фильма. Смотреть фильм частями не рекомендуется.

Но после длительного просмотра у детей не останется сил на долгое обсуждение. Возможно, стоит коротко обменяться впечатлениями от просмотра, а серьезное обсуждение перенести на другую половину дня или на следующий день.

Иногда вы можете думать, что хорошо помните фильм, который смотрели несколько лет назад, но во время показа его детям обнаруживается, что он отнюдь не такой целомудренный, как вам казалось. Уделите особое внимание возрастным ограничениям. Не стоит показывать тринадцатилетним детям фильм с ограничением 16+.

Выбор фильма.

Если вы организуете просмотр, обязательно пересмотрите фильм перед тем, как показывать его детям. Как бы горячо не рекомендовали фильм к просмотру ваши близкие друзья, вкусу и мнению которых вы доверяете, ответственность за то, что вы показываете детям, лежит на вас.

Свобода.

Предложенные выше шаблоны, вопросы и приемы визуализации рекомендованы для того, чтобы стимулировать интеллектуальную, творческую и коммуникативную активность детей, но, ни в коем случае, не с целью контроля и отчетности. Не переусердствуйте.

Просмотр фильма – это акт сотворчества. Удовольствие. Излишняя требовательность, много заданий, формализм нивелирует эффект.

Желаем вам и вашим детям приятного просмотра!