Как узнать, что у ребенка дисграфия?
Нарушения письма являются одной из самых распространенных форм трудностей обучения учащихся младших классов. Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет.
Некоторые родители считают эти ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок могут лежать более серьезные причины.
Если ребенок допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом. Их письменные работы содержат большое количество различных ошибок.
Наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.
Искажение состава слова |
|
Пропуск и перестановка букв или слогов | крова ¾корова, онко ¾окно |
Вставка лишних букв или слогов | тарава ¾трава |
Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки |
|
Гласные о – ё, о – у | рочей ¾ручей, лёбит ¾любит |
Согласные д – т, з – с, ж – ш, б – п, … | медёт ¾метёт, собага ¾собака |
Смешение букв, сходных по написанию |
|
б – д, т – п, и – у и др. | делка ¾ белка, стешил ¾спешил, паик ¾паук |
Несоблюдение границ слова | |
Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова | идетснег, вседети; на ступил, к ормит |
Ошибки при написании слов с предлогами | Вдоме горел свет. Петя идет вшколу |
Несоблюдение границ предложения |
|
Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения | Наступила зима падет снег ребята вышли во двор |
Начало предложения не знаменуется заглавной буквой | в этот день ярко светило солнце. было тепло |
Аграмматизмы на письме |
много карандашов, на ветков |
Если перечисленные ошибки носят повторяющийся характер, то это является тревожным признаком, указывающий на необходимость консультации специалиста.
Многие дети, которые начинают учиться писать, делают ошибки, но они носят временный характер и со временем исчезают. У детей же страдающих дисграфией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы и носят стойкий характер.
Так же ошибки письма могут быть по причине утомляемости, отвлекаемости. Но эти ошибки не будут типичными, характерными, повторяющимися, а будут носить случайный характер.