Физическая активность при синдроме дефицита внимания и гиперактивности
У детей с СДВГ наблюдается чрезмерная, навязчивая активность не имеющая под собой какой-либо цели и проявляющаяся в любых ситуациях. Невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.
Как же помочь ребенку сбросить избыток энергии.
Для ребенка с СДВГ важно соблюдать четкий распорядок дня, вести активный образ жизни, получать необходимую физическую нагрузку.
Физическая нагрузка должна быть разнообразной:
- На свежем воздухе (прогулки по выбранным маршрутам, катание на велосипеде, самокате, коньках и лыжах);
- В бассейне (гидрореабилитация, свободное плавание);
- В спортивном зале, упражнения коррекционной направленности:
- дыхательные упражнения успокаивают, помогают стабилизировать эмоциональный фон ребенка, возможно использование в игровой форме («Свеча», «Ныряльщик», «Надуй шарик»);
- глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить, восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма («Горизонтальная восьмерка», «Слон»);
- упражнения на мелкую моторику, пальчиковая гимнастика способствует развитию концентрации внимания, снимает излишнее нервное напряжение («Пчела», «Лодочка», «Замок»);
- общеразвивающие упражнения (в движении, на месте, с предметами, без предметов, с отягощением, с собственным весом);
- подвижные игры: сюжетные коммуникативные игры для начала с небольшим количеством персонажей, после адаптации ребенка их количество постепенно увеличивают («Охотник и утки» «Удочка»); на развитие физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы, гибкости «Третий лишний», «Мяч соседу») ; на развитие психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения);
- Физкультминутки и динамические паузы в режиме учебного дня.
Важно наблюдать за состоянием ребенка, не допускать переутомления и перевозбуждения, строго соблюдать принцип постепенности, начинать лучше с индивидуальных занятий в небольших залах, затем в малых группах, после адаптации ребенка возможно участие в массовых мероприятиях.