Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования, реабилитации и оздоровления»

Если ребёнок отказывается делать домашнее задания

Если ребёнок отказывается делать домашнее задания
Дата создания: 06.05.2020 | Просмотров: 1808

Многие родители сталкиваются с одной проблемой во время обучения своих детей — это отказ выполнять домашнее задание. Ребёнок в этом случае может напрямую отказываться делать д/з, либо обманывать, т.е говорить, что все сделано, а по факту нет. Самое важное это проследить, ваш ребёнок всегда отказывался выполнять д/з или с какого-то момента. Данное явление имеет множество причин.

Как правило, эту ситуацию можно наблюдать, уже, в младшем подростковом возрасте (10-11 лет), когда ведущая деятельность начинает переходить от учебной к «общению со сверстниками». Конечно очень не рекомендуется говорить, что ребёнок плохой, изменился, больше не хочет учиться. Тут самое главное выявить причину, понять что повлияло на то, что ребёнок отказывается делать д/з.

Итак, рассмотрим возможные причины.

  1. Гиперопека. В этом случае как правило родители не дают самостоятельно работать ребенку. Вместе с детьми выполняют домашнее задания, постоянно говорят как лучше, т.е осуществляют гиперконтроль. В дошкольном и младшем школьном возрасте это воспринималось со стороны ребёнка в основном положительно (Ну конечно! Родители рядом, его хвалят. Ему помогают люди, которые ещё для него «пока» авторитет.). Но ребёнок растёт, мотивация меняется, и он уже не дошколёнок, а подросток, который хочет быть самостоятельным, и родители уже не авторитет. И ребёнок уже «не ребёнок», а требования у вас все те же, вы пытаетесь также контролировать (в том числе выполненное правильно д/з), и у вашего ребёнка формируется протестная реакция. А именно он отказывается делать д/з, обманывает вас, не помогает в домашних делах. Таким образом он показывает свою взрослую позицию. Как быть родителям?? Если у вас данная ситуация только возникла, то необходимо своему ребёнку дать организовать своё время самостоятельно. Доверяйте ему, дайте возможность выполнить д/з без вас. Не надо проверять это его ответственность. Пусть ваш ребёнок сам отвечает за свои ошибки и исправляет их, тем самым он совершенствуется самостоятельно. И возможно ребёнок вас позовёт помочь ему, и это уже будет не контроль, а команда которая преодолевает препятствия. Если у вас такая тенденция несёт продолжительный характер, то необходимо договариваться с ребёнком. Составить договор «прав и обязанностей» и следовать по нему и вам, и вашему ребёнку. Данная методика поможет вам не только договориться с ребёнком (найти общую точку), но и правильно организовать время.
  2. Авторитарный стиль воспитания. Любые физические или психологические наказания имеют свои последствия. Воспитывая в таком стиле не надо удивляться, что у ребёнка может быть протестная реакция, сниженная мотивация, агрессивное поведение по отношению к окружающим. Унижение для вас это метод воспитания, а для ребёнка это непреодолимая боль. Итог такого воспитания для вашего ребёнка может быть непредсказуем.
  3. Гипоопека. Данный стиль противоположен гиперопеки. Ребёнком не занимаются, не интересуются и не общаются, он предоставлен сам себе. Его сопровождают мысли о том, что он никому не нужен. В данном случае у него нет мотивации учиться, получать хорошие оценки. А зачем? Если все-равно это никто не заметит и не оценит. Как исправить? Проведите вместе время, поинтересуйтесь чем ваш ребёнок увлекается, что ему нравится, просто поговорите.
  4. Не организованное время. Ребёнку очень трудно организовать своё время. И когда он не знает в какое время у него д/з, а в какое он свободен, то ребёнок неправильно и хаотично распределяет свои часы. В этом случае ему необходимо помочь правильно составить послеурочное расписание, где он сам (но с вашей помощью) укажет время д/з, а где свободные часы.
  5. Снижена мотивация. Мотивация – это хотеть учиться и знать для чего учиться. И, чтобы говорить о мотивации необходимо знать, что ребёнок реагирует на учёбу по-разному по причине ведущей деятельности. В каждый возрастной период разная ведущая деятельность

— У дошкольника это игра, соответственно в этот период обучение должно строится в игровой форме.

— В младшем школьном возрасте – учебная деятельность ведущая, в этот период (7-10 лет) ребёнку хочется, чтобы его хвалили учителя, родители. Он ориентирован на оценку. В этот период мотивация может снизится по причинам: непонимания темы урока или предмета; дефектологические и логопедические нарушения; конфликт с учителем или со сверстниками; стиль воспитания (гиперопека – контроль, авторитарный – физические, психологические и др. наказания, гипоопека – ребёнок предоставлен сам себе)

— Подростковый период (11-15 (16) лет). Ведущая деятельность – это общение со сверстниками. Соответственно запрещать общаться не стоит (если группа друзей безопасна для вашего ребёнка). Рекомендуется позволять быть самостоятельным, не нарушать личные границы подростка. Если в вашей семье доверительные отношения, то вы сумеете друг с другом договориться, чтобы избежать конфликтов. Если же в вашей семье наблюдается ситуация недопонимания, частые ссоры, значит необходимо обратиться к психологу для разъяснения вашей конкретной ситуации. Негативное отношение к школе и обучению могут быть связаны с разногласиями в семье, учителями, травлей в школе и в общем взаимоотношениями со сверстниками.

Хочется отметить, что любой ребёнок, в любом возрасте хочет быть успешным. Ему необходимо, чтобы его понимали, любили и не потому что принёс оценку «5», а просто потому что он есть. Семья – это то место куда ваш ребёнок может прийти и рассказать, что его беспокоит и при этом не побоится, что его осудят, обесценят, раскритикуют. Если он будет точно в этом уверен, то и проблем в обучении не будет. Любите ваших детей просто так.