Основные речевые нарушения у детей младшего школьного возраста.
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения.
Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на 3 большие группы:
ФОНЕТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих), без других сопутствующих проявлений.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Нарушение всех языковых компонентов: произношения, словарного запаса, грамматической строя и связной речи, при нормальном уровне слуха и интеллекта.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ
Нарушение произношения не только тех или иных, но и недостаточное их различение, когда ребенок не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.
Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность.
Дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями речи почти в два раза хуже. Поэтому у детей с различными нарушениями устной речи, как правило, возникают затруднения в успешном овладении чтением и письмом, появлению у них вторичных речевых нарушений: дислексии, дисграфии.
ДИСГРАФИЯ
Частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.
ДИСЛЕКСИЯ
Частичное специфическое нарушение процесса чтения.