Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования, реабилитации и оздоровления»

Связана ли скорость усвоения знаний с эффективностью обучения?

Связана ли скорость усвоения знаний с эффективностью обучения?
Дата создания: 06.02.2020 | Просмотров: 1170

Когда мы учимся чему-то новому, нам может казаться, что все вокруг гораздо способнее нас, что мы плохо запоминаем информацию или слишком медленно осваиваем материал. Это может вызывать беспокойство и упадок сил. Но, давайте взглянем на ситуацию под другим углом: на самом деле подобные черты могут быть полезны для процесса обучения.

«Я не должен здесь быть! Я не могу это выучить. Нет смысла даже пытаться вникнуть в эту область. Я сильно хуже других! Они разбираются в этом гораздо лучше меня, и я никогда не выйду на их уровень». Знакомы ли вам подобные мысли? Поздравляю, подобный настрой — самый лучший и продуктивный!

Пусть ваш внутренний самозванец восторжествует — это позволит вам настроиться на режим новичка и смотреть на предмет обучения более открыто.
Благодаря неуверенности вы будете с большим вниманием слушать и усваивать информацию. Для детей, которые изучают сложные для себя области, это правило тоже действует. Общество навязывает нам уверенность в себе, настаивает на том, что у нас все получится. Однако подобный настрой может мешать замечать ошибки, которые все неизбежно допускают. Гораздо эффективнее начинать обучение, мысленно настроившись на более низкий уровень, — так можно лучше усвоить базовые знания и впоследствии добиться большего.

Гонщики и пешеходы

Люди делятся на два типа, когда речь идет об обучении. Первый тип я называю «гонщиками». У них соответствующим образом работает мозг, они быстрее достигают результатов. Второй тип — это что-то вроде пеших туристов. Они также доходят до финиша, но путь занимает у них гораздо больше времени.

Конечно, тех, кто усваивает материал медленнее, «гонщики» могут вгонять в депрессию. Но подумайте о том, какие преимущества могут быть у медленных детей, которых я сравниваю с пешими туристами.

Гонщики упускают множество деталей — весь пейзаж, проносящийся за окном, сливается в одно размытое пятно. Пеший турист может остановиться и потрогать листья на деревьях. Может увидеть маленькие заячьи следы, почувствовать запахи, услышать птиц. Это совершенно другой опыт, и в каком-то смысле он гораздо глубже и богаче. Так что если иногда ребенку кажется, что он никогда не сможет усвоить материал с нужной скоростью, предложите ему сконцентрироваться на тех аспектах обучения, которые другие упускают.

Нет смысла пытаться угнаться за отличниками. Те, кто только начинает одолевать математику и естественные науки, часто равняются на «звездных» соучеников и убеждают себя, что должны за ними поспевать.

Такие новички не позволяют себе тратить много времени на усвоение материала и отстают еще больше. В результате тягостной и обескураживающей гонки они просто бросают заниматься этими предметами — и совершенно зря.

Лучше предложить подросткам другой путь. Сделать шаг назад и попробовать беспристрастно оценить свои сильные и слабые стороны. Если им нужно больше времени на изучение математики и естественных наук, то это просто нужно принять как данность.

Иногда «медленнее» значит «глубже»

Если вы учитесь в старших классах, организуйте свое время так, чтобы иметь возможность сосредоточиться на самом сложном материале, и разделите этот материал на посильные для усвоения части. Если вы студент, постарайтесь избежать полной нагрузки по наиболее трудным предметам, особенно если вам приходится не только учиться, но и самому зарабатывать себе на жизнь.

Облегченные занятия по математике и естественным наукам для многих равны курсу повышенной сложности по другим предметам. Нет смысла тянуться за одноклассниками и сокурсниками, особенно в первые годы обучения предмету.

Когда я перестраивала сознание, чтобы выучить математику и естественные науки, то один из наиболее важных и полезных принципов, которому я научилась, гласил: «Не поддавайся искушению записаться на много курсов одновременно».

Возможно, многие дети с удивлением обнаружат, что усваивать материал медленнее часто значит осваивать его глубже, чем это делают их сообразительные друзья.

В дырявой памяти тоже есть преимущества

Те, кто не умеет запоминать цифры и факты, у кого в голове ничего не держится, иногда оказываются более креативными. Дело в том, что объем нашей краткосрочной памяти ограничен, и когда мы его заполнили, туда уже «не помещается» новая информация. Если же память не может удерживать все важные сведения и периодически их теряет, в ней освобождается место для новых данных, которые могут неожиданных образом соединиться с тем, что было известно ранее. Так возникают творческие озарения.

Яркий пример — нейробиолог Сантьяго Рамон-и-Кахаль. В детстве он очень плохо учился, был отстающим, так что его выгнали из двух школ. Тем не менее он стал отцом современной нейронауки и лауреатом Нобелевской премии. Когда его спросили: «Как у вас это получилось? Что особенного было в том, как вы учились?», он назвал несколько качеств, которые ему помогли.

Во-первых, он был настойчивым. Во-вторых, гибким. Рамон-и-Кахаль учитывал свои ошибки и менял свое мнение, если был неправ. Почему это оказалось преимуществом? Потому что талантливые люди, которым все легко дается, привыкают к тому, что они всегда правы. Они склонны слишком быстро давать ответы и не замечают собственных ошибок. И даже зная, что были неправы, они используют свой ум, чтобы оправдать свои действия, вместо того, чтобы изменить способ рассуждений. Поэтому те дети, у которых нет ярко выраженного таланта, иногда могут достичь большего, чем самые способные.